Скопипастил текст из фейсбучного поста Павла Маркина о МК Георгия Пинхасова в Москве. Текст настолько хорош, что тащу целиком.


1. О фотографии и Джиннах

Откровение — одна из форм восприятия мира. Удачная фотография — тоже откровение. Вы чувствуете, что получилось что-то большее, чем вы ожидали, а удаче, которая произошла случайно, трудно найти объяснение. Слово «гений» — от французского «génie», оно же по-французски означает и «Джинн». Раньше говорили не «он — гений», а «у него есть гений». (По французски так и говорят). Любого человека может посетить озарение, — Джинн… — Дух. Не надо только ему мешать Вас вести, главное подчиниться, отказаться от своеволия. Бродский говорил: «поэт всегда знает… что не язык является его инструментом, а он — средством языка».

Гений — это как бы языковая программа, — муза, — музыкальная гамма, — главное настроится и соответствовать этой гармонии. Помните у Пушкина:
«Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснётся, душа поэта встрепенётся…» «Чуткий слух» и «божественный глагол» — производные друг от друга.
Музеи, музыка, чтение… настраивают Ваши гаммы, формирует Вашу личность.

2. О фотографии и предрассудках

Когда человек имеет в голове определённое конкретное желание, а шанс даёт ему что-то новое, в силу своих предрассудков он может этому сопротивляться.
Мы полны предрассудков. Наш Джин — Гений может посещать нас часто, или реже, а может однажды и оставить. Предрассудок — эфемерная система ценностей, его должен победить Ваш Гений. Предрассудок, если хотите тоже Гений, но — чёрный, «злой Гений». Мифология полна его образами: Демон, Мефистофель, Дракон, Чёрный ангел… и т.д.

В демонов я не верю, но для меня это не более, чем метафора наших «Альто-эго» и закостенелых предубеждений.

Избавления от предрассудков, — это ежедневная практика, как утренняя гигиена, только спиритуальная.

Когда вы учитесь фотографии, вам показывают работы других фотографов. Воспринимайте их, но не пытайтесь копировать, моделируйте своё мировоззрение. Если вы пытаетесь копировать, вы становитесь рабом чужого взгляда. Если что и стоит копировать у художника, то это его свободу, его непредсказуемость, а не то, что он сделал.

3. О фотографии и решающем моменте

Принято считать, что решающий момент можно «поймать», просто следя за событием. Но я думаю, те удачные фотографии, которые снял Картье-Брессон, сделал именно случай. До него фотографы действительно пытались контролировать ситуацию, не нажимали на спуск, тысячи раз не перепроверив. Картье-Брессон — один из первых, кто смог себе позволить снимать бесконтрольно так и то, что невозможно проконтролировать. В этом его подвиг и это его изобретение. Неожиданный сюрприз, удивляющий автора, не меньше, чем зрителя и стал называться «решающим моментом». Но это стало возможно только с появлением новой техники, когда событие можно было разложить по фазам и выбрать один, более выразительный снимок. Надо просто очень много снимать, чтобы в эту фазу попасть.

4. О фотографии и концепте

К сожалению, когда мы выбираем тему, мы пытаемся выстроить в голове конструкцию (например, книги) и под этот придуманный нами концепт, снять фотографии.
Нам по традиции наивно кажется, что при помощи фотоаппарата мы можем иллюстрировать наши мысли, как это происходит в книжной графике. Хотя этот жанр тоже имеет право на существование и им пользуются часто концептуальные художники, в нашем случае этот метод противоестественен. Нужно идти обратным путём. Снимаете то, что вам даётся, что посылают «небо» и «Джинны». И когда у вас есть огромный материал, вы делаете очень жёсткую выжимку. Уцелевшие в этом отборе работы сами подскажут вам концепцию. Перетасовывая, вглядывайтесь в рождающиеся образы, ищите связи, метафоры. Только не придумывайте ничего, а постарайтесь почувствовать гармонию. И взаимодействие возникает само.

© Георгий Пинхасов.

Ваш комментарий