Продолжаю описывать впечатления от работы с камерой. Предварительный отчет можно прочитать здесь.
Фотографии кликабельны. При клике откроется лайтбокс, в котором фотографии можно листать стрелками — удобно для сравнения.
Наведение на резкость
Как я уже говорил, автофокус у камеры очень быстрый. Но мне было интересно, как себя поведет следящий фокус в комбинации с серийной съемкой (мой любимый режим при работе с активным движением в кадре). С этой целью отснял модельную фотосессию, где помимо статики была активная ходьба и прыжки.
Система довольно неплохо «следит» за объектом при условии «медленной» серийной съемки (6,5 кадров в секунду). Функция распознавания лиц только мешает, надо отключать и вручную выставлять точку фокусировки (желательно малого размера). Движение снято «портретником» Olympus M.Zuiko 75mm f/1.8, который дает хорошую перспективу и фон на ростовых портретах.
При съемке на мануальный Voigtlander 25mm f/0.95 Nokton активно использовал focus peaking, потому что ни видоискатель, ни экран не позволяют адекватно оценить попадание в резкость. Или я просто не привык. Отсутствие навыка сказалось на результате: 90% брака по резкости. Кроме этого, очень не понравился моноклеподобный рисунок bokeh. Хотя, уверен, объектив (очень недешевый) покупают в том числе и за это.
Свет и цвет
Поскольку я снимаю только в RAW, вариант внутрикамерного JPEG’а даже не рассматривал. Картинка с дефолтными настройками в Lightroom достаточно средняя и требует «напильника» либо в виде альтернативного конвертера (Raw Photo Processor), либо при помощи фильтров VSCO. В картинке избыточен зелёный цвет, баланс белого имеет тенденцию к «холоду».
Фото для сравнения Олимпуса с самым дешевым и легким гиперзумом «на все случаи жизни». Настройки в Lightroom по умолчанию.
Olympus OM-D E-M1 + Olympus M.ZUIKO DIGITAL ED 12—40mm f/2.8.
Параметры: t=1/640, f/9, ISO 200, 24мм (ЭФР 48мм).
Panasonic FZ200.
Параметры: t=1/1600, f/4.5, ISO 100, 8.1мм (ЭФР 45мм).
Экспозамер работает немного в плюс (по сравнению с Canon 1D X) и может выбить света, поэтому я всегда делал экспокоррекцию в минус.
Любителей снимать на высоких значениях ISO огорчу: максимальное рабочее значение чувствительности, при котором цвет не сползает в кашу, — 6400. По сравнению с Canon 1DX и Canon 5D Mark III шум начинается от ISO 800 и более менее держит детали до ISO 3200.
Эргономика
При съемке с внешней вспышкой (FL-50) и телевиком Panasonic 35—100mm f/2.8 Lumix G X O.I.S. без батарейной ручки работать тяжело. Кроме этого, я всегда любил батблоки за дублирующие кнопки, джойстики и колесики, чтобы комфортно снимать вертикальные кадры. Здесь дублируются только кнопки custom function и колесо. Двигать точку фокусировки приходится курсором и в горизонтальном, и в вертикальном положении. Разумеется, для фокуса я бы предпочел самостоятельный джойстик плюс дублёр на батблоке. Ну что есть, то есть.
Наклонный экран — просто спасение для коленей, если требуется много снимать с пояса. Отсняв двухчасовой детский репортаж, почти не устал.
Выключатель камеры находится слева, что не очень удобно: я бы предпочел включать камеру, одновременно доставая ее из кофра правой рукой.
Пластиковая заглушка на горячем башмаке имеет все шансы потеряться при опускании камеры в кофр (что со мной и произошло).
Но все это мелочи, с которыми можно жить легко и радостно. Ключевое слово «легко»: вес репортажного «боекомплекта» более чем гуманный по сравнению с «зеркальным». Во время недавней поездки на Север с полным набором оборудования проклял всех и вся, но другого варианта не было: нужен был весь парк оптики и запасная (она же активно используемая вторая) камера.
Итог
Olympus OM-D E-M1 — идеальное решение как для продвинутых любителей, так и для профессионалов, кому по долгу службы часто приходится мотаться по городу на съемки без автомобиля. В больших городах, где единственной адекватной альтернативой перемещения является метро, у подобного беззеркального набора просто нет конкурентов. Особенно если учесть, что у системы M43 огромный набор объективов Olympus/Panasonic для любых задач.
Возможно, я бы серьезно задумался о смене системы, если бы не одно жирное «но»: отсутствие решения для радиосинхронизации внешних вспышек в режиме TTL и с ультракороткими выдержками. Вот хороший текст (english) по поводу.
NB: на момент написания обзора начала свою работу выставка Photokina, где уже представлено несколько камер с серьезной и прогрессивной начинкой. Так что конкуренция за кошельки потребителей только усилится.
Еще несколько технических карточек для сравнения. Напоминаю, у Олимпуса кроп-фактор 2x.
Olympus OM-D E-M1 + Voigtlander 25mm f/0.95 Nokton.
Параметры: t=1/160, ISO 200, f/0.95.
Canon 1D X + Canon EF 50mm f/1.4 USM.
Параметры: t=1/140, ISO 200, f/2.
Olympus OM-D E-M1 + Olympus M.Zuiko 75mm f/1.8.
Параметры: t=1/160, ISO 2000, f/1.8.
Canon 1D X + Canon EF 70—200mm f/2.8L IS USM.
Параметры: t=1/100, ISO 4000, f/2.8.
Olympus OM-D E-M1 + Olympus M.Zuiko 75mm f/1.8.
Параметры: t=1/160, ISO 4000, f/1.8.
Canon 1D X + Canon EF 70—200mm f/2.8L IS USM.
Параметры: t=1/100, ISO 6400, f/2.8.
Olympus OM-D E-M1 + Olympus M.Zuiko 75mm f/1.8.
Параметры: t=1/125, ISO 6400, f/1.8.
Canon 1D X + Canon EF 70—200mm f/2.8L IS USM.
Параметры: t=1/100, ISO 10000, f/2.8.
Olympus OM-D E-M1 + Olympus M.Zuiko 75mm f/1.8.
Параметры: t=1/40, ISO 6400, f/1.8.
Canon 1D X + Canon EF 70—200mm f/2.8L IS USM.
Параметры: t=1/100, ISO 25600, f/2.8.
Olympus OM-D E-M1 + Olympus M.Zuiko 75mm f/1.8.
Параметры: t=1/50, ISO 6400, f/1.8.
Canon 1D X + Canon EF 70—200mm f/2.8L IS USM.
Параметры: t=1/100, ISO 25600, f/2.8.