В поисках нового цвета освоил программу Luminar 2018 (версия для Mac) фирмы Skylum.

Картинка «После»:

20130122_2791_edit

Дальше — много специфического текста, который может пригодится фотографам и ретушёрам. Звёздочкой * отмечены изменения, указанные внизу поста, после обновления до свежей версии (1.2.0, build 4245).

Картинка «до»:

20130122_2791_edit_original

Из основных достоинств Luminar — поддержка RAW/DNG *), цветовых таблиц LUT (cube), недеструктивное сохранение работы в собственном формате и гибкая работа с цветом и контрастом. Есть много «умных» фильтров, которые можно наложить «бутербродом» на исходную картинку с разными режимами наложения, прозрачностью и масками. Помимо стандартного маскирования эффектов кистью и градиентами есть штамп для удаления артефактов. Кадрирование, слои, пресеты — всё так же имеется. Одним словом, достаточно функциональная помесь Adobe Photoshop и Lightroom, для которых доступ к обработке в Luminar 2018 доступен через бесплатный плагин (обрабатывать можно любой доступный экспорту растровый формат, как 8-битный JPEG, так и 16-битный TIFF).

Luminar не может быть полноценной заменой Photoshop и Lightroom. Например, отсутствует автоматическая и ручная правка перспективы направляющими (как в движке ACR), к которым я привык. С другой стороны, исходный RAW показан «честно», без принудительного применения правки дисторсии объектива, как в адобовских продуктах. Точно так же поступает другой отличный RAW-конвертер — Raw Photo Processor (хотя и обладает заметно меньшим фукнционалом).

В Luminar нет лечащей кисти или патча *), по функционалу схожих с ACR (есть инструмент Erase, который делает вроде бы то, что нужно, но работает по своему разумению и ОЧЕНЬ тормозит систему *). Нет шорткатов для некоторых панелей и инструментов или возможности их назначить. Любое изменение заставляет заново рендерить картинку, из-за чего скорость работы здорово замедляется (насколько я понял, аппаратный просчёт через видеокарту отсутствует *).

Зато главный козырь — интуитивное разделение тона и цвета, не в последнюю очередь благодаря поддержке LUT-таблиц, которые можно применять как отдельным корректирующим слоем поверх всех остальных манипуляций, так и непосредственно к текущему слою (опять же, с возможностью выбора режима наложения). В моём случае алгоритм получается следующий: сначала правится общая гистограмма (читай: тональность от «тёмного» до «светлого» участков), затем на основе исходных цветов выбирается LUT в режиме Color для наибольшей выразительности картинки. Некоторые LUTы — имитаторы киношных плёнок и модного «голливудского» цвета — иногда дают удивительные результаты.

Тут важно уметь вовремя остановиться :-) Одно дело — авторская интерпретация исходника, призванная цветом усилить настроение, эмоцию, стиль. Другое — максимально точная цветопередача объекта съёмки (как в рекламе).

Или такой момент: фотосессия делается в стилистике ретро с «плоским» контрастом и общим выцветшим, т.е. малонасыщенным цветом. При этом происходит значительное искажение исходных ключевых цветов (например, платье невесты вместо белого становится слегка жёлтым). Или кожа приобретает светло-розовый оттенок, если стилистика предполагает холодную палитру и жёсткий контраст. Или ещё вариант: исторический сюжет с высоким контрастом, но практически нулевой насыщенностью на грани монохромной картинки (как это сделано, скажем, в российском сериале «Ликвидация»).

Изучение цвета в современных фильмах даёт богатую пищу для фантазии. В голливудских блокбастерах при пост-обработке активно применяют цветовую схему teal/orange (упрощенно: бирюзовый для теней и оранжевый для светов), то есть классический контраст оттенков на цветовом круге. Здесь, как я уже говорил, главное — не переборщить.

Важно помнить: LUT в Luminar или корректор Color Look Up и прочее в Photoshop, не говоря о плагинах «сделать круто» или обычных RGB кривых — это разные способы достижения нужного результата. В том же ACR (как мы знаем, единый адобовский RAW-движок для Photoshop и Lightroom) можно пользоваться техникой «раздвижки», которая теперь мне кажется не такой интуитивно понятной, как LUT. К тому же в интернете полно бесплатных наборов таблиц (кино- и фотоплёночных) для любого цветового эффекта. Главное — чтобы оттенки и тональность работали на сюжет фотографии.

Как и видео, кстати. Киношную обработку даже понадобилось изучить на примере DaVinci Resolve, чтобы глубже понять процесс LUT-цветокоррекции.

Исключительный бонус от производителя Luminar — видеоуроки по решению стандартных задач при обработке.

Несколько примеров «после».

Есть ещё одна сложность: вытягивание диапазона при убитых «светах». Многие наверняка сталкивались с проблемой солнца при закате, когда светило, даже снятое в RAW, при выкручивании Highlights в минус до упора превращается в белое или серое пятно с паразитным ореолом. До недавних пор сложный диапазон я тянул через Raw Photo Processor, который умеет восстанавливать цвет «убитых» светов. Неожиданно удалось восстановить солнце при помощи LUT IWLTBAP Sedona – Standard. Вот наглядный пример.

Исходник в RAW (Canon 5D Mark III, Canon EF 24–70L f/2.8L USM, Lightroom, профиль Adobe Standard):

Playa Del Duque

Кому и так сойдёт, но по мне на силуэт не тянет. Правка диапазона в Lightroom, профиль Adobe Standard. Highlights выжат по-максимуму:

Playa Del Duque

Далее — правленная картинка в Photoshop (16-bit) с применением LUT IWLTBAP Sedona. Солнце не выбито, диапазон широкий. Мне даже нравится синий оттенок в воде и тенях:

Playa Del Duque

Вариант №2: RAW Photo Processor, максимальное «плечо» в светах с восстановлением цвета:

20130130_6176_rpp

Далее — экспорт в 16-битный Lab TIFF с применением той же таблицы LUT IWLTBAP Sedona в режиме наложения Color. Кругляш солнца совсем пропал, пересветов никаких:

20130130_6176_rpp_sedona

Во всех примерах — никаких масок, только работа с диапазоном.

На этом всё. Если есть вопросы/комменты, пишем здесь или через соцсети (ссылки внизу справа).

* UPDATE — версия 1.2.0:
1) значительно увеличена скорость работы;
2) добавлена автоматическая правка геометрической дисторсии объектива, хроматических аберраций. Перспективу автоматом по-прежнему не правит;
3) при рендере задействована видеокарта через OpenGL. И видео, и процессор даже при разгоне подбираются к тепловому порогу;
4) при работе с RAW/DNG появилась возможность выбора внутрикамерного профиля по аналогии с профилем при съёмке в JPEG (Camera Standard, Camera Portrait и т.д.). Можно подгружать кастомные профили в формате DCP;
5) После подробного теста выяснилось, что инструмент Erase вполне заменяет лечащую кисть. А приложение Snapheal (Mac) от той же конторы вообще творит чудеса, умея удалять с картинки сложные объекты, например фигуры людей!